Заточка хоккейных коньков

Профессиональная заточка коньков – разбираемся в тонкостях

Заточка коньков является важной частью катания на льду! Благодаря правильной заточке коньков, игроки могут значительно улучшить свое мастерство в катании на льду. Даже если рядовой хоккеист посещает каток минимум 1 раз в неделю, заточка занимает много времени. Качественная заточка коньков несет в себе целый ряд преимуществ: быстрое и лучшее скольжение, контроль лезвия, баланс и максимальное ускорение. На первый взгляд очень просто отдать коньки мастеру, ответить на пару вопросов для упрощения работы специалиста по заточке, и ждать. Однако намного лучше самому разбираться в тонкостях этого дела. Эти знания помогут вам определить связаны ли ваши успехи или неудачи на льду с качеством заточки, а так же дадут понимани

Профессиональная заточка коньков
Тонкости профессиональной заточки коньков

е, какой результат вы хотите получить от своих коньков.

 

1. «Ребра», «желобок» и прочие профессиональные термины.

Многие моменты в хоккее, например подбор клюшки или шнурков, носят индивидуальный характер. Поэтому и заточка коньков является очень личным занятием.
«Площадкой» или «Ребром» коньков, называется место соприкосновения конька со льдом. «Площадка» должна быть одинакова на правом и левом коньке. Заточка «площадки» лезвия обязательно носит личный характер. Если вы только начинаете осваивать хоккейный лед, то можно использовать заводскую заточку. Со временем вы поймете, что подойдёт именно вам, и сможете заточить коньки под себя.
От длины «площадки» зависит ваша скорость, подвижность и устойчивость на льду. Идеальное соотношение длины «площадки» и глубины желоба, каждый спортсмен подбирается для себя сам.
Минимальный размер площадок составляет 30 мм, а максимальный 60 мм (размерный ряд выглядит так: 30 – 35 – 40 – 50 – 60 мм). Самая маленькая площадка точится на маленький размер конька, а самая большая площадка точится на самый большой размер конька. Наиболее часто встречаются на практике коньки с размерами «площадки» 40 мм и 50 мм. Это связанно с тем, что большая «площадка» создает дискомфорт при катании, а также ухудшает маневренность. То есть у вас не будет возможности быстро развернуться или просто повернуть.

Разновидность заточек коньков
Разновидность заточек коньков


«Радиус» или «Желобок». Желоб вытачивается в лезвии, по длине, и применятся для боковой устойчивости при маневрах, а так же для торможения и отталкивания. Благодаря ему можно повысить подвижность при катании. За средний желоб принимают 12 – 15. Подбор желоба очень индивидуальный процесс и определяется только эмпирическим путем. Для подбора сначала отталкиваются от среднего значения, а после каждой заточки, при необходимости уменьшают или увеличивают желоб. Нет другого способа определить свой номер желоба и использовать его при каждой последующей заточке.

  • Носок – применяется для увеличения скорости, рывках, катании в обратном направлении
  • Середина – точка, используемая при скольжении
  • Пятка – нужна для остановок, при поворотах и при перекрестном катании.
Станок для заточки коньков
Станок для заточки коньков

ПОДСКАЗКА:
В Сети авторы часто пользуются различными понятиями, хотя речь идет об одном и том же. Чтобы вы не путались, сделаем уточнение:
Площадка = Ребра = Профиль лезвия = Контур лезвия = Канавка.
Радиус = Желобок = Выемка ВНИМАНИЕ: При заточке рёбер соблюдайте осторожность и не увлекайтесь, чтобы не срезать лишнего. Вы, конечно можете в случае чего, заменить лезвие, но намного проще не допускать этого. Хотя некоторые мастера и любят «снять побольше» для лучшего старта, но все таки, чтобы заточка коньков соответствовала вашим потребностям.

 

2. Виды заточки коньков

  • Стандартная заточка коньков. Это техника подразумевает заточку желобка лезвия полукругом вовнутрь, т.е. имеет округлый канал. При этом сам «желобок» имеет две острые стенки, между которыми расстояние от 6 до 40 мм.
  • «Channel-Z». Данный вид заточки уникален тем, что в ней имеются два желобка. То есть полукруглый желобок как при стандартной заточке, но с квадратным каналом в его центре. Канал «Channel-Z» ( далее Z-заточка или Z-канал) имеет свой соразмерный ряд. Его глубина имеет градацию от 0,8 до 1,6 мм, а ширина канала может быть 3-х видов: S, M, L. Более подробно о Z-заточке поговорим ниже.
  • Заточка «FBV» – разработана американскими специалистами, используется уже более 25 лет. Главное отличие данного вида заточки в том, что применяется нетрадиционный «радиус», из-за чего желобок получается в форме трапеции, а не полукруга. Эту технику применяют многие команды входящие в NHL. Данный вид заточки имеет, как положительные, так и отрицательные отзывы, что является лучшим подтверждением того что в этом деле все строго индивидуально. Не смотря на то, что это вид заточки имеет хороший коэффициент полезного действия, он недолговечен.

ПОДСКАЗКА:

Рассчитать КПД можно так: хороший накат + хорошее сцепление со льдом + минимальные затраты сил.

Поговорим более подробно по каждому виду заточки.

 
Маневренность при разной заточке коньков
Маневренность при разной заточке коньков

1. Стандартная заточка больше всего подходит новичкам. На первом этапе катания на коньках важно «почувствовать» коньки и лед, а уже после приобретения начальных навыков, оттачивать мастерство, используя для этого заточку. Данный вид является самым популярным и надежным. Его надежность проверена временем. Важным моментом стандартной заточки является соответствие глубины желобка к весу спортсмена и еще некоторым его свойствам. Свойства выявляются следующим образом:

 
  • Для начала мастеру требуется определить тип льда, где будет кататься человек: уличный каток с жестким льдом, или же крытый каток с искусственным льдом.
  • Если это игрок в хоккей, то определяется его место в игре: в нападении или в защите.
  • Уточняется вес спортсмена, это необходимо для правильного выбора желобка.
  • Также для подбора желобка мастеру необходимо выявить площадь соприкосновения со льдом в моменте. На основе этих данных, выбирается желобок.
  • Сам желобок состоит из острия и двух стенок. Стенки желобка после заточки должны быть равными. Если не соблюдать это равенство, то при катании человек будет заваливаться в сторону меньшей стенки. После заточки необходимо проверить лезвие на заусенцы

2. FBV или Flat Bottom «V» – заточка осуществляется на станках американских фирм BLACKSTONE и BLADEMASTER. Мнения о данной заточке весьма неоднозначны.
Главный плюс такой заточки – нетипичная форма желобка. При стандартной заточке желобок имеет округлый канал, а при заточке FBV – трапециевидный. Такая форма желобка улучшает сцепление лезвия со льдом и повышает устойчивость, что является большим преимуществом. Вы должны понимать, что чем больше площадь соприкосновения лезвия со льдом, тем больше нагрузка при трении, а заточка FBV сокращает место соприкосновения лезвия со льдом, потому что лезвие «вгрызается» в лед. Однако не каждый город оснащен оборудованием для данного вида заточки. Основным минусом заточки FBV является ее недолговечность. Тонкость трапециевидных стенок, не выдерживающих жесткости льда, является главной причиной ненадежности данной заточки. Используя данный вид заточки важно понимать, что при малейшем ударе о любую поверхность тверже льда, края стенок забиваются. В итоге это приведет к сколам и неровностям. Заточка FBV лучше, чем стандартная, но уступает заточке вида Channel-Z. Однако, соблюдая аккуратность и не выбегая со льда без чехлов на проходную поверхность, можно избежать различного рода повреждений лезвия.
Для подбора желобка важно учитывать следующие свойства игрока:
Где 90 мм и 100 мм – это размер верней части трапеции, 50 мм и 75 мм – длина сторон.

3. Channel-Z. Напомним, это уникальная заточка. По нашему мнению она обладает целым рядом преимуществ, а главное решает проблемы «проскальзывания» на льду. Ранее, вы видели картинку, исходя из которой видно, что при данном виде заточки желобок имеет округлую форму и квадратный канал внутри.
Желобок Channel-Z подбирается по тем же параметрам что и при стандартной заточке, только с меньшим коэффициентом. Для сравнения этого вида заточки с FBV методом обозначим плюсы и минусы.
Первым плюсом является то, что канал-Z, находящийся внутри желобка, значительно увеличивает подвижность катания. То есть при резком повороте, или другом неожиданном манёвре, канал-Z мгновенно реагирует на импульсы игрока. При начале движения, этот вид заточки отрабатывает на 100 %. Но не только при маневрах проявляются полезные свойства данной заточки. Например при пассивном накате Z-заточка сокращает сопротивление, что также является несомненным плюсом. Это связанно с тем, что вырезанный Z-канал увеличивает сцепление со льдом, а также снижает сопротивление. Таким образом, приобретается накат.
В Z-канале образуется свободное пространство, которое при трении лезвия о лед, заполняется растопленной водой. Таким образом, жидкость внутри «дополнительного желобка» срабатывает как дополнительная смазка, благодаря чему увеличивается скорость при разгоне. И это свойство является еще одним плюсом данного вида заточки.
Мы выявили три явных преимущества Z-заточки, но у нее есть один минус, который для некоторых является существенным. Это высокая цена. Данный вид заточки сложнее, чем первые два. Следовательно, требует гораздо больше времени для заточки, а также дополнительных ресурсов (например, точильный диск, установленный в станке, и алмаз который заправляет камень для каскадной срезки углов и др.). Этим и обусловлена высокая цена заточки.
Заточка Channel-Z имеет следующие размеры: S, M и L. Где S – самый узкий канал, M – средний, а L – самый широкий.
В завершении хочется сказать пару слов о жесткости лезвия. Чем выше качество и твердость материала, из которого сделано лезвие, тем реже оно требует заточки. Для сохранности заточки, за лезвием необходимо тщательно ухаживать. Без хорошего ухода лезвия быстро придут в негодность, проржавеют или покроются коррозией.
Чтобы держать лезвия в отличном состоянии нужно лишь соблюдать два простых условия: всегда насухо вытирать лезвия после проката и не выходить на различные поверхности без защитных чехлов. Соблюдая эти условия, вы многократно увеличите срок службы ваших коньков. Заточка коньков – работа сложная, для ее выполнения нужно не только иметь теоретические представления о катании в целом, но и практические навыки.

Радиус разворота при разной заточки коньков
Радиус разворота при разной заточки коньков

Заточка хоккейных коньков.

 

Для хоккеистов умение кататься очень важно, и важно делать это хорошо. Сейчас мы обсудим, процесс заточки хоккейных коньков. Заточка хоккейных коньков – это сложный процесс, однако общие понятия можно применять и для заточки фигурных коньков. Правильная заточка коньков, помогает игрокам (фигуристам) усовершенствовать свое мастерство катания на льду.

  • быстрое и лучшее скольжение;
  • качественный контроль лезвия и лучшее равновесие;
  • быстрота вращений и значительное ускорение;
  • более уверенное катание.

При заточке коньков дилетантами можно выделить следующие ошибки:

  1. Не равные внутренняя и внешняя стороны лезвий. Из-за этого нарушается баланс, что ведет к потере равновесия. Разница между внутренней и внешней стороной лезвия, может быть вызвана неправильной заточкой не традиционными методами.
  2. Не равномерный срез стали с разных участков лезвия. Предположим, мастер снял больше стали в районе каблука и носка, тогда данный конек потеряет свою сбалансированность, что приведет к отсутствию поддержки лезвия на льду. К тому же, непрофессиональная заточка, может вызвать перегрев лезвия и ухудшит его стойкость.
  3. Некорректный контур (профиль) лезвия и радиус выемки (желобка) делает катание некачественным. Если радиус контура будет слишком большим или слишком маленьким или желобок будет слишком глубоким или слишком мелким, то человек вставший на лед в таких коньках, обнаружит ослабление контроля.

Источники проблем.

Многие хоккеисты (игроки) используют при катании достаточно устаревшие лезвия, уменьшая при этом скорость своего катания. Лезвия, которые только сошли со станка, имеют определенный заводской радиус контура конька в зависимости от его размера и модели. Этот параметр колеблется в определенных размерах, но практическое использование заводского профиля не способствует достижению прекрасной скорости. Предполагается, что фабричный профиль лезвия подходит всем игрокам, вообще-то, в работе он не так уж и плох, но гораздо лучше было бы подобрать оптимальный контур для каждого игрока. Когда кататься на коньках учатся дети от 4 до 6 лет, фабричный профиль лезвия, обеспечивает небольшое соприкосновение лезвия со льдом. В связи с постоянным развитием у молодого игрока или фигуриста чувства равновесия и скорости, возникают сложности с усовершенствованием катания. Иногда можно заметить, что фигурист прилагает больше усилий, чтобы правильно стоять на коньках, хотя мог бы вместо этого развивать свои навыки катания. Оптимальный радиус профиля дает больший контакт лезвия со льдом, что делает процесс обучения более эффективным.

Современные требования к заточке коньков.

Радиус разворота при разной заточки коньков
Радиус разворота при разной заточки коньков

В последнее время наблюдается тенденция заточки коньков в европейском стиле, который подразумевает снижение силы трения и обеспечивает более эффективное катание. Одна из рекомендаций для достижения высокой скорости – это комбинация различных радиусов профиля и желобка. Для каждого стиля катания следует подбирать свою заточку. Например, для стиля «бабочка» больше подходит заточка с двойным желобком, так как обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью для быстрого перемещения из стороны в сторону, вверх и вниз. Это подразумевает, что конек более остро заточен например в области носка и каблука (большой желобок) и менее остро (меньший желобок) заточен в середине, такая техника обеспечивает лучшее скольжение. Однако следует внимательно следить за заточкой, чтобы не заточить конек слишком агрессивно и не сделать его опасным при катании задом наперед. Для игроков нападения и защиты требуется подбирать оптимальный контур, в случае агрессивной заточки.

Контур (профиль) лезвия

Профиль лезвия показывает площадь соприкосновения лезвия со льдом. Заточка конька заключается в балансе между поверхностью схватывания и силой трения. Человек на коньках, во время движения, стремится увеличить и сохранить скольжение. При помощи контура лезвия можно свести к минимуму силу трения между коньком и льдом, тем самым улучшив скольжение. Так же хорошее скольжение нужно для того чтобы легко изменять силу при ускорении, перемещении и остановки.
Контур лезвия подбирается исходя из вашего веса и достоинств в катании. Чем больше ваш вес, тем больше должно быть соприкосновение лезвия со льдом. Это поможет равномерно распределить ваш вес при катании. Но не менее важно, адаптировать и ваше тело под новый профиль. Есть несколько рекомендованных радиусов для коньков. Высокий профессионализм катания требует возрастания маневренности, скоростных вращений, быстрого перекрестного катания и прочее. Поэтому больший радиус контура обеспечивает хорошую стабильность и сбалансированность на льду, при большей скорости и меньшем трении. Маленький же радиус профиля наоборот приводит к большему трению и уменьшению точки соприкосновения между лезвием и льдом. Более короткий радиус способствует маневренности при коротких быстрых поворотах. Лезвие имеет три части: каблук (20%), середина ( 60%) и носок (20%). Каблук имеет следующие функции: баланс, поддержка, вращение, остановка при поворотах и перекрестном катании. Середина лезвия используется в основном для скольжения на передней ноге, помогает при рывках, остановках, вращениях и поворотах. Носовая часть лезвия используется при рывках и ускорении а также для вращениях на носке и обратном катании. Между различными секторами лезвия имеются постоянные перемещения.

Наклон.

Наклон при заточке коньков
Наклон при заточке коньков

Наклоном называется угол упора лезвия на лед. Наклон имеет воздействие на равновесие тела катающегося. Даются четкие рекомендации по величине угла для коньков. Нарушение правильного баланса тела может быть вызвано наклоном лезвия назад, при этом вы теряете способность к ускорению. Наклон может измеряться в миллиметрах (как разница высоты носка и каблуком лезвия) или в градусах.

Точка вращения.

Точка вращения определяется как центр поверхности скольжения, где и происходит само вращение и перемещение между катанием вперед и назад. Центр тяжести смещен на некоторое расстояние от середины лезвия, при катании.

Желобок (выемка или канавка)

Желобок – это вогнутая заточка нижней поверхности лезвия. Желобок нужен для увеличения скольжения на льду. Чем меньше радиус желобка, тем лучше скольжение, при этом сила трения увеличивается.

Больший же радиус желобка значительно сокращает скольжение, в тоже время, обеспечивая меньшую силу трения между льдом и лезвием. Таким образом обеспечивается лучшее скольжение. Необходимым условием для ускорения, рывков и остановок является правильное скольжение. В настоящее время набирает популярность затачивать коньки под Z-канавку.

Доводка коньков.

  1. При помощи алмазного абразивного бруска лезвие очищается от заусенцев.
  2. Специальным полировочным камнем убираются микрочастицы от шлифовки.
  3. Используя, грубый доводочный камень под определенным углом к граням лезвия осуществляется доводка лезвия. Это помогает получить хорошее сцепление лезвия и более желательную режущую кромку.

Первый вариант доводки дает отличное качество конечной доводки. Варианты 2 и 3 больше подходят для спортсменов. Если применяется доводка лезвия по 3 варианту, то после этого обязательно используют специальное масло для снижения силы трения между лезвием и льдом. Кроме того это помогает уменьшить количество застревающего снега и льда на стали и держателе лезвия.

Заключение.

Основными параметрами, влияющими на скорость, быстроту и улучшение мастерства катания являются правильные радиусы контура лезвия и желобка. Для баланса между силой трения и скольжением используются профиль лезвия и желобок, они должны соответствовать предпочтениям игроков в плане катания. Основными факторами для определения правильного баланса при катании служат профиль лезвия и наклон. Кроме того для всех видов коньков крайне важна доводка лезвия. Профессионалы по заточке советуют срезать меньше металла при заточке, но делать заточку чаще. Не зависимо от того используете ли вы коньки для фигурного катания или игр, ваши лезвия должны быть в идеальном состоянии. Для заточки коньков лучше использовать профессиональные станки, благодаря этому вы сможете повысить мастерство своего катания.